|
|
retour |
|
|
|
|
верх |
|
верх |
|
Соборная
площадь - Елисейские поля транзит
Tурпоездка
- еще
не эмиграция.
Хотя с другой стороны...
— Родились
и учились вы не в нашем городе, однако здесь вас считают рязанским, несмотря
на то, что сейчас живете во Франции. Вы жили и работали здесь долгое время.
Как вы оказались в Рязани?
— Тривиально,
в общем. По распределению после окончания питерской академии имени Мухиной.
Это был 1988 год. Нас пригласили сюда Союз художников, главный архитектор
города и городской глава. Все были заинтересованы в хороших специалистах.
Молодые монументалисты были нужны к грядущему 900-летию Рязани. Приехало
нас четверо: я и Володя Костарнов, теперь известный в Рязани дизайнер,
Лена Попова, художница (батик, гобелен), Марина Костарно-ва, преподаватель
дизайна в институте культуры. В то время работы было много. Тогда мы сделали
монументальные заказы для Рязани, Питера, Владимира, Сахалина, Мурома,
Скопина и т.д. Так мы и прижились.
— Теперь
о вашей эмиграции во Францию. Как это получилось? Это был порыв или хорошо
продуманный шаг?
— Во-первых,
я не эмигрировал, я остаюсь гражданином России, надеюсь, им и останусь.
Но, поскольку моя новая семья сейчас живет во Франции, я имею возможность
жить и работать там. С Европой меня связывает давнишняя любовь. Еще в
1993 году я отправился на автобусе со школьниками из Рязани, в маленький
город Брессюир по обмену, посмотреть Францию, захватил с собой
пяточек холстов. Я ехал, не задумываясь ни о чем, не строя планов. И там
один человек заметил меня и захотел сделать большую персональную выставку.
На
следующий год она состоялась. Там была ярмарка искусств. Приехало много
людей. И с этого момента начался отсчет: меня стали приглашать на другие
выставки, в галереи. И не только во Франции, но и Голландии, Испании,
Германии. Скорее, это была преднамеренная случайность, изменившая мою
жизнь. Я оказался востребованным.
О творчестве,
своем и чужом
— Когда
мы обсуждали ваше творчество, у нас были некоторые споры относительно
того, в каком стиле вы работаете — неореализм, поп-арт... но в одном,
мы сошлись, в том, что это коммерческое искусство. Вы согласны?
— Во-первых,
нужно сказать, что искусство в принципе своем для людей, и если оно кому-то
нравится, его покупают. Я считаю, что если художник верит в свое творчество,
делает его от души, вкладывает свои переживания, радость жизни, любовь,
если хотите — тогда это может кому-то нравиться, тогда его покупают, значит,
он коммерческий, хотя я не люблю это слово. И наоборот, Мало кто захочет
повесить дома картину, если она несет какой-то негативный, мрачный и тяжелый
заряд. И тогда художник уже попадает в категорию некоммерческих. Но в
этом никто не виноват. Совершенно не важно, в каком стиле работает художник,
будь то абстракционизм, сюрреализм, реализм — все, что угодно. Талант,
если он есть, будет оценен рано или поздно. И тому есть масса примеров.
Если не повезло художнику родиться там, где он нужен — это не вина художника.
Что касается
меня, то это, скорее всего, постмодернизм. В этом ключе работают очень
многие. Прежде всего, питерские художники, закончившие «Муху»,
начиная еще с 60-х годов: Шемякин, Генадиев, Макаренко и много-много других.
Они чуть-чуть похожи по стилю, но, тем не менее, каждый имеет свое лицо,
свою творческую жизнь. Я работаю в том же направлении.
— Что касается
вашего замечания по поводу того, что искусство должно продаваться, то
здесь нужно сказать и об обратной стороне медали. А именно то, что любое
творчество по своей сути достаточно эгоистично, потому что художник делает
что-либо в первую очередь для себя, и ему на самом деле плевать, что подумают
об этом другие. Или это не так?
— Я не совсем
согласен с этим, потому что если композитор пишет музыку и сам же ее слушает,
и его не волнуют люди, которые придут на его концерты, это не настоящий
композитор. Так же и с художниками, и любыми другими творческими личностями.
Искусство делается для тех, кто сможет оценить его и сказать, хорошо это
или плохо. А если ты выходишь на какой-то уровень и выставляешься в солидных
галереях, и продаешься гораздо дороже, то это не продажность, а известность.
— А как насчет
того, что талант должен быть голодным?
— Я не согласен.
Пьяным, может быть, но не голодным. Вообще, по-моему, самое главное и
для талантливого человека, и для обычного — быть уверенным и не зависеть
от денег — это дает свободу. Голодных талантливых художников в Рязани
предостаточно.
И опять же в этом виновны, как я считаю, власть предержащие.
Недавно проходил
конкурс «Мисс Рязань». Меня туда пригласил художник Андрей
Степанычев, который делал костюмы для заставок. Надо сказать, обалденные
костюмы. Он — достаточно известный модельер. Ездит по стране, в Москве
работает. На мой взгляд, весь спектакль держался на том, что девочки надели
эти костюмы. Хореография была не очень выразительной, но костюмы были
шикарные. Потом все вышли на сцену: организаторы, спонсоры, жюри. А его
фамилию даже не назвали. Сказали просто — костюмы от «Шарм плюс»,
и все. Но это же его творческая работа, он вложил в них душу, и они были
на высоком уровне, могу сказать, как художник художнику, и обидно за то,
как это все обставлено здесь. Я считаю это неуважением к художнику здесь,
в Рязани. И это одна из многих причин, почему я здесь не остался. Там
ценят художника по достоинству. Если ты - талант, ты там не пропадешь.
А в России им приходится тяжело.
— Очень интересно
узнать, каковы, по-вашему, критерии оценки творчества? У меня, к примеру,
такое мнение. Техника важна, но хорошая профессиональная техника может
быть и у хорошего ремесленника. Второй момент — новшества, творческие
находки, даже изобретения творческой личности. Можно выделить еще некоторые
моменты. Но все-таки самое главное, на мой взгляд, то, что отличает работу
талантливого человека от всех остальных, — это необычный взгляд на обычные
вещи. А вы что думаете по этому поводу? — Да, я в принципе с этим согласен.
Что касается меня, то я пишу то, что меня окружает — портреты, бутылки,
женщин. И пишу так, как вижу, как чувствую. Думаю, что красивых рязанских
девушек невозможно написать некрасиво, они меня вдохновляют... Хотя школа,
то ремесло, которому меня научили в «Мухе», накладывает свой
отпечаток на то, что я сейчас делаю. Прошло уже 14 лет после института.
Этого достаточно, чтобы сформироваться, найти свой стиль, свой особый
взгляд на обычные вещи. После института, например, я писал только абстрактные
вещи, они были разными, был поиск, желание найти что-то свое. Сейчас я
определился, и эта техника для меня уже не играет роли, я пользуюсь ей
автоматически и по-своему, меняется тема. Кто знает, может, придет время,
и я совсем по-другому буду писать. Многие же художники меняются с возрастом,
со временем.
Об имидже
— О вас
говорят, как о человеке, который очень заботится о своем имидже, о своей
подаче...
- Имидж скорее
нужен поп-звезде, и о нем заботятся продюсеры. О художнике, по-моему,
судят по его картинам. А вот картины подать — более, чем важно, но этим
занимаются галеристы, это их профессия, и они этим зарабатывают. А что
касается личной жизни, каждый ее прожигает так, как ему хочется.
— Теперь
вопрос, касающийся вашей последней жены, которая является племянницей
Марины Влади. Помогает ли вам новая фамилия в раскрутке ваших работ?
— Фамилию
я не менял и менять не собираюсь. И каким образом я могу пользоваться
чужой фамилией? Ведь это никак не влияет на то, что я делаю. Что касается
самой Марины Влади: то, что мы общаемся по-родственному, совершенно ничего
не значит. У нее свой интересный творческий путь, и она продолжает творить
(сейчас пишет книги) и этим заслуживает мое искреннее уважение. У меня
своя собственная стезя, и наши творческие пути не пересекаются. Это случайное
стечение обстоятельств. И вообще мне наплевать, откровенно говоря, у кого
какая фамилия. Если встречаю интересного умного человека, то мне с ним
приятно пообщаться, если мне с кем-то скучно — я ухожу.
— А насколько
Владимир Высоцкий известная и популярная личность во Франции по сравнению
с нашей страной?
— Скорее
всего, он - известная и популярная личность в эмигрантской среде. Потому
что самим французам достаточно сложно понять его тексты, все те нюансы,
которые ценим мы.
— Что намечается
в ваших ближайших планах?
— Намечается
большая работа в моей новой мастерской в Париже. Тот материал, который
я набрал здесь в России, все эти впечатления и замыслы надо обработать
и воплотить до октября. В октябре у меня большая персональная выставка
в большой престижной галерее «ArtClub Gallery», и приятно
то, что галерея находится прямо напротив Лувра. Вообще выставок предстоит
очень много — успеть бы написать достаточно холстов. Сейчас идет выставка
в Сэн-Поль-де-Ванс, это рядом с Каннами на юге. Будут еще выставки в Лионе
и Фужере во Франции, Бремене, Мюнхене и Оснабрюке в Германии, в Бейлене
и Гааге в Голландии. В общем, этот и следующий год полностью забиты. И
еще есть одна задумка, может, осуществится когда-нибудь. Хочу пригласить
на один из вернисажей девушек, танцующих стриптиз в «Карамболе»,
хореография у них поставлена, по-моему, на уровне, и девушки симпатичные.
Выставка, конечно, будет посвящена пластике танца.
|